Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия


Бессмертная комедия. Это определение сделалось столь привычным, что кажется, будто бы пьеса Гоголя так и родилась вместе со словом «бессмертная», как с особым, именно ей присущим, специфическим прилагательным. Что же это значит - стать бессмертным произведением? Что это значит не для романа, не для повести, но для пьесы, в которой нет ни авторских отступлений, ни лирических раздумий, ни философских рассуждений, ни описаний природы - ничего, кроме реплик действующих лиц и коротких, в основном пояснительных ремарок. Бессмертие гоголевского «Ревизора» заключено в боевой гражданской направленности комедии, в умении автора сказать гораздо большее, нежели очерчено сюжетом. Бессмертие пьесы в психологической объемности характеров, в верности не только действительности, но и ее общему смыслу, в особом серьезном понимании задач сатирического писателя, в органическом соединении быта и символа, смеха и слез.

Комедия «Ревизор» бессмертна еще и потому, что в ней образно запечатлена творческая дружба двух великих писателей - Пушкина и Гоголя. Сюжет «Ревизора», как известно, был подсказан Гоголю Пушкиным, который и сам хотел «вставить в комедию» услышанный им анекдот о том, как некое стороннее лицо приняли за ревизора и какой вышел из этого переполох в уездном городе, где царствовали круговая порука взяточников и страх перед возмездием. Но Пушкин отдал сюжет о мнимом ревизоре Гоголю, проявив тем самым редкое художническое чутье. В беседах, во встречах с молодым украинским литератором, недавно появившимся в Петербурге, Пушкин понял, что именно Гоголь лучше всех, лучше даже, чем сам он, Пушкин, сумеет отхлестать порок, звонко и весело, поучительно и в то же время без назойливой морализации.

Пушкин понял, что Гоголь готов к восприятию анекдота о путанице с ревизорами, что это была его личная тема, писательская его судьба. Помимо реальной пушкинской подсказки, истории о мнимых ревизорах носились тогда в воздухе, Гоголь вполне мог быть в курсе этих историй. Но это лишь внешняя оболочка сюжета, есть еще внутренний импульс и предрасположение автора к тому или иному жизненному материалу.

К теме «ревизии» в широком смысле этого слова Гоголь был подготовлен давно и самостоятельно. По существу, идея ревизии действительности занимала его во всех произведениях. Реплика «А что вы здесь делаете, добрые люди?», заканчивающая «Сорочинскую ярмарку», навсегда остается как бы девизом гоголевского творчества. И в «Мертвых душах» приезжий Чичиков одним своим появлением заставляет город приступить к своеобразной ревизии всех «отраслей» своего быта, всех сторон характеров своих жителей. И в повести об Акакии Акакиевиче «светлый гость в образе шинели» ревизует отношения людей.

Тема «ревизии» - гоголевская тема, и то, что Пушкин помог ему найти форму воплощения этой темы,- не подсказка глухому, но толчок для завершения уже начатого, уже выношенных мыслей. Стоит обратить внимание на необыкновенную быстроту, с какой был написан «Ревизор», хотя Гоголь писал обычно долго и тщательно отделывал свои . Седьмого октября 1835 года Гоголь просит у Пушкина анекдот для комедии, а шестого декабря пишет другу, что едва успел окончить пьесу. Итак, в декабре комедия была почти готова, дальнейшая работа Гоголя над редакциями «Ревизора» - дело другое. Два месяца. Не слишком ли мало для такой пьесы, как «Ревизор»? Нет ли здесь столь не свойственной Гоголю бойкости пера?

Некоторый свет на эти странные обстоятельства позволяет пролить запись, сделанная одним из биографов Гоголя Вл. Шенроком о поездке Николая Васильевича из Киева в Москву, поездке, предшествовавшей появлению «Ревизора»: «...Гоголь с Данилевским (друг Гоголя по Нежинской гимназии.- И. В.) принуждены были взять напрокат коляску... и отправились из Киева в Москву... Здесь была разыграна оригинальная репетиция «Ревизора», которым Гоголь был тогда усиленно занят. Гоголь хотел основательно изучить впечатление, которое произведет на станционных смотрителей его ревизия с мнимым инкогнито. Для этой цели он просил Пащенка (друг Гоголя, лицеист, ехавший с ними.- И. В.) выезжать вперед и распространять везде, что следом за ним едет ревизор, тщательно скрывающий настоящую цель своей поездки... В подорожной Гоголя значилось: «адъюнкт-профессор», что принималось обыкновенно сбитыми с толку смотрителями чуть ли не за адъютанта его императорского величества'.

Поскольку адъюнктом всеобщей истории Петербургского университета Гоголь становится в 1834 году, а означенное пребывание в Киеве было в августе 1835 года, можно думать, что замысел «Ревизора» уже шевелился в душе Гоголя, не сюжет, но замысел.

Быть может, слышанное из разных источников о мнимых ревизорах уже заинтересовало Гоголя своими огромными сатирическими перспективами. Так или иначе, Гоголь не подошел к подсказке Пушкина совершенно неподготовленным. Тема ревизии и ревизора, таким образом, тема не только пушкинская, но гоголевско-пушкинская, почти одновременно заинтересовавшая обоих, как фокус чиновно-бюро-кратической жизни России.


Источник: http://www.school-essays.info/bessmertnaya-komediya-revizor-n-v-gogolya/

Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия

Почему ревизор бессмертная комедия