Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

 

Решите задачи:

1. Каким зарядом обладают шарики?

2. Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему?
3. Объясните действия электрического поля на тела в случаях а, б. (На поверхности тела: а - соберутся отрицательные частицы; б—останутся положительные, на противоположной стороне ватки на поверхности возникнет отрицательный заряд.)

4. Рассмотрите рисунки, выполненные учащимися школы №579 Москвы. Что пытались изобразить ребята? Как объяснить с точки зрения физики произошедшее?

5. Что общего между гравитационным и электрическим взаимодействием? Каковы наиболее заметные отличия?
6. Электроскопу сообщили заряд, равный 8 10-11Кл. Какому числу электронов соответствует этот заряд?
7. Сколько протонов, нейтронов и электронов в положительном ионе лития?
8. В многотиражке одного завода было такое сообщение: «Наш комбинат выпускает ватные одеяла. Последнюю операцию — чистку одеяла от ваты — производим вручную. Обращаемся с просьбой к изобретателям: помогите механизировать этот процесс».
Подумайте, что можно предложить. Представьте себе одеяло и пушинку ваты на нем. Как сделать, чтобы она сама отлетела (отскочила) от одеяла?

Задачи с решением

1. Почему незаряженные тела притягиваются к заряженным, независимо от знака их заряда?
Решение: Заряженное тело создает вокруг себя электрическое поле, которое, действуя на электроны и протоны в незаряженном тело, вызывает в нем разделение зарядов (см.рис.) В результате заряженное тело 1 будет притягивать "ближнюю половину" незаряженного тела 2 и отталкивать "дальнюю".Хотя заряды "половин" тела 2 по модулю одинаковы, на "ближнюю" его половину действует более сильное поле, поскольку она находится ближе к заряженному телу 1. Вследствие этого притяжение "пересилит" отталкивание.

2. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить положительно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
Решение: Можно поднести заряженный шарик к незаряженному и коснуться его пальцем. (на короткое время заземлить). В результате этого шарик приобретет положительный заряд. Заряд первого шарика останется неизменным.
3. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить отрицательно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
Решение: Вначале следует получить положительный заряд на каком-либо проводнике (см. предыдущую задачу). Затем поднести этот проводник к незаряженному шарику и, коснувшись его пальцем, на короткое время заземлить.
4. Как известно, одноименные заряды отталкиваются. А могут ли два одноименно заряженных тела притягиваться друг к другу?
Решение: Эффект перераспределения зарядов может привести к притяжению одноименно заряженных тел: "ближняя" сторона одного из них может изменить знак заряда (см.рис.) Притяжение меньшего по модулю, но ближе расположенного заряда "пересилит" отталкивание большего по модулю, но более далекого заряда. Такое возможно, если тела находятся достаточно близко друг к другу и заряд одного из них во много раз превышает заряд другого.

5. Может ли тело при заземлении приобрести электрический заряд?
Решение: Да, если тело проводящее и находится во электрическом внешнем поле. Это поле вызывает разделение заряда (см.рис.). На рисунке провод заземления намеренно утолщен и показано направление перемещения свободных электронов.

6. Покажите с помощью схематических рисунков, как располагается заряд на проводящих шаре и конусе. Внешнее электрическое поле отсутствует.
Решение: Весь заряд располагается на поверхности проводника. По поверхности шара он располагается равномерно, а по поверхности конуса - неравномерно (см.рис.). Поэтому самое сильное электрическое поле у вершины конуса, где на единицу площади приходится большой заряд.


Разноуровневые задания для самостоятельной работы:


1.Электризация тел. Два рода зарядов.

Начальный уровень
1. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?
2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Приведите примеры.
3. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры.
4. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?
5. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?
6. Как взаимодействуют между собой эбонитовая палочка, натертая мехом, и стеклянная палочка, натертая шелком?
Средний уровень
1. Как заряжена палочка? Пунктиром показано первоначальное положение листочков.

2. Что можно сказать о зарядах данных шариков?


3. Каким зарядом был заряжен электроскоп? Пунктиром показано первоначальное положение листочков.

4. Что можно сказать о зарядах данных шариков?

5. Каким зарядом заряжен электроскоп? Пунктиром показано первоначальное положение листочков.

6. Что можно сказать о зарядах шарика и палочки?

Достаточный уровень
1. а) Почему ворсинки и пыль прилипают к одежде при чистке ее волосяной щеткой? Почему, если щетка слегка влажная, этого не происходит?
б) Можно ли на концах эбонитовой палочки получить одновременно два разноименных заряда? Как это сделать?
2. а) Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.
б) Как получить заряды разного знака, не имея в своем распоряжении ничего, кроме эбонитовой палочки и куска шерстяной материи?
3. а) Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды»? Почему?
б) Почему легкая станиолевая гильза притягивается и к положительно заряженной стеклянной палочке, и к отрицательно заряженной эбонитовой?
4. а) Почему при расчесывании волос пластмассовой , расческой чистые волосы словно прилипают к ней?
б) Почему металлический стержень нельзя наэлектризовать, если держать его в руке? Каким способом это можно сделать? Почему? Объясните.
5. а) При трении эбонитовой палочки о мех наблюдается явление электризации. Объясните, какой заряд (положительный или отрицательный) сообщен при этом эбонитовой палочке, какой заряд сообщен меху?
б) Обязательно ли для электризации тел тереть их друг о друга? Можно ли наэлектризовать тела иначе? Как?
6. а) Положительно заряженное тело отталкивает подвешенный на нити легкий шарик. Можно ли утверждать, что шарик заряжен положительно? б) Что произойдет, если к электроскопу, заряженному отрицательно, поднести, не прикасаясь к нему, положительно заряженную палочку из стекла?
Высокий уровень
1. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить положительно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
2. Достаточно ли просто коснуться шарика электроскопа заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка электроскопа заметно отклонилась?
3. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить отрицательно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
4. Можно ли, имея два металлических шарика, из которых лишь один заряжен, сообщить полому металлическому цилиндру заряд больший, чем заряд на шарике?
5. Как с помощью шара, не уменьшая находящегося на нем положительного заряда, наэлектризовать два других, хорошо проводящих шара, один отрицательно, другой положительно?
6. На столе на изолирующей подставке стоит электроскоп. Чтобы его разрядить, девочка прикоснулась к стержню электроскопа. Однако листочки, вместо того чтобы опасть, отклонились на больший угол. Почему это произошло?

2.Строение атома

Начальный уровень
1. Из каких частиц состоят атомы вещества?
2. Каков знак электрического заряда ядра атома?
3. Какую частицу называют протоном?
4. Какую частицу называют нейтроном?
5. Какого знака заряд имеет электрон? Протон?
6. Укажите, какая часть атома несет положительный заряд, а какая — отрицательный?
Средний уровень
1. Может ли атом водорода лишиться заряда, равного 1,5 заряда электрона?
2. В каком случае атом водорода превращается в положительный ион?
3. Существуют ли атомные ядра с зарядом меньшим, чем у протона?
4. Какой заряд приобретает атом железа, если он потеряет один электрон?
5. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Какой ее заряд?
6. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон?
Достаточный уровень
1. В ядре атома серебра 107 частиц. Вокруг ядра обращается 47 электронов. Сколько в ядре этого атома нейтронов и протонов?
2. В ядре атома цинка 65 частиц, из них 30 протонов. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома?
3. В ядре атома урана содержится 238 частиц. Вокруг ядра движется 92 электрона. Сколько в ядре этого атома нейтронов и протонов?
4. В ядре атома золота 197 частиц, из них 79 протонов. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома?
5. В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме?
6. Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода?
Высокий уровень
1. Сколько электронов и протонов имеет атом водорода?
2. В каком из перечисленных ниже случаев можно утверждать, что мы имеем дело с двумя атомами одного и того же химического элемента: а) в ядрах атомов одинаковое число частиц; б) в ядрах атомов одинаковое число протонов; в) в ядрах атомов одинаковое число нейтронов?
3. Ядро атома и электроны имеют разные знаки зарядов и, следовательно, притягиваются друг к другу. Почему же электроны не падают на ядра атомов?
4. Используя знания о строении атома, объясните, в чем состоит основное отличие проводников электрического заряда от изоляторов.
5. Почему масса атома водорода ненамного отличается от массы протона? Намного ли отличаются размеры атома водорода от размеров протона?
6. В результате трения о шелк стеклянной палочке был сообщен положительный заряд. Объясните, все ли атомы, из которых состоит заряженная стеклянная палочка, нейтральны. Почему? Изменилась ли масса стеклянной палочки после сообщения ей положительного заряда? Как? Почему?
3.Электрическое поле
Начальный уровень
1. Чем отличается пространство вокруг заряженных тел от пространства вокруг тел незаряженных?
2. В каком случае в пространстве существует электрическое поле? Как его можно обнаружить?
3. Существует ли электрическое поле вокруг электрона?
4. Существует ли электрическое поле вокруг незаряженного тела?
5. Как можно обнаружить электрическое поле вблизи заряженного тела?
6. Как изменяется электрическоё поле заряженного тела при удалении от него?
Средний уровень
1. Существует ли электрическое поле возле палочки? Определите знак зарядов у шарика и листочков электроскопа. (см. рис.1)

2. Существует ли электрическое поле вблизи нейтрального атома?
3. Существует ли электрическое поле возле палочки? Каким зарядом заряжен электроскоп? Пунктиром показано первоначальное положение листочков. (см. рис.2)

4. Как доказать, что электрическое поле материально?
5. Электрическое поле равномерно заряженного шара действует на пылинку, находящуюся в нем. Действует ли поле пылинки на шар?
6. Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве, например, на Луне, где нет атмосферы?
1. 2. 3. 4.
Достаточный уровень
1. Можно ли объяснить электризацию тел перемещением атомов и молекул? Почему?
2. Величина заряда на одном из тел, помещенных в поле заряженного шара, больше, чем на другом. На какое из них поле действует с меньшей силой? Как изменятся действующие на них силы, если заряд, образующий поле, увеличить?
3. В электрическом поле равномерно заряженного шара в точке А находится заряженная пылинка (см. рис.3). Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля?

4. Одинаковые ли силы действуют на равные по величине заряды 1 и 2 со стороны поля заряженного металлического шара (см. рис.4)?

5. Величина заряда на одном из тел, помещенных в поле заряженного шара, больше, чем на другом. На какое из них поле действует с меньшей силой? Как изменятся действующие на них силы, если заряд, образующий поле, увеличить?
6. Обладают ли металлы экранирующим от электрического поля действием? А диэлектрики?
Высокий уровень
1. Что общего между гравитационным и электрическим взаимодействием? Каковы наиболее заметные отличия?
2. Если к заряженному электроскопу поднести горящую спичку, он довольно быстро разряжается. Объясните этот опыт.
3. Зернышко риса притягивается к отрицательно заряженной эбонитовой палочке. Можно ли утверждать, что зернышко заряжено положительно? Обоснуйте свой ответ.
4. Почему незаряженные тела притягиваются к заряженным, независимо от знака их заряда?
5. Полый металлический шарик поместили в сильное электрическое поле. Существует ли поле в полости?
6. Почему стрелка электроскопа отклоняется, если к нему поднести заряженный предмет, не прикасаясь к электроскопу?

Источник: http://fizika-solodova-em.narod.ru/zadahi.html

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему

Правильно ли выражение при трении создаются заряды почему


X